Текст: Александра Ядрова
В список ста лучших американских фильмов по версии AFI, наряду с Гражданином Кейном и Касабланкой, входит одно название, которое, не сказать, что у всех на слуху. “Кто боится Вирджинии Вульф?” (1966) - экранизация одноименной пьесы Эдварда
Олби, один из двух фильмов в истории, номинированных в каждой возможной категории Оскара, и взявший пять из них. Своей ненормативной лексикой и полным издевательством над традиционными ценностями, фильм практически уничтожил цензуру того времени, именуемую кодексом Хейса.
Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон играют семейную пару, у которой не все гладко.
Их отношения колеблются от любви до ненависти и разрушают все на своем пути.
В одну прекрасную ночь, жертвой их психологических игр становится пара новоиспеченных знакомых, которые по несчастью пришли к главным героям в гости.
В фильме всего четыре персонажа, а структура повествования соответствует классическому театральному правилу трех единств - все действие происходит в доме
у Марты и Джорджа в течение нескольких часов. За двухчасовой хронометраж мы видим унижения, ссоры, драки и даже измену. Впервые на экране нам представлена довольно реалистичная картина семейной жизни, но остается один вопрос - причем тут Вирджиния Вульф?
Несмотря на свое название, ни оригинальная пьеса, ни фильм Майка Николса, никак
не связаны с величайшей писательницей. Ну или, по крайней мере, на поверхности.
По словам драматурга Эдварда Олби, он увидел это название, однажды выпивая в баре
в 1954 году. На зеркале в туалете мылом было написано “Who’s Afraid of Virginia Woolf?”, что созвучно известной диснеевской песне из “Трех поросят” - “Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?”. Заменив большого злого волка на Вирджинию Вульф, мы получили весьма интеллектуальную университетскую шутку, которая буквально означает “Кто боится жить без иллюзий?”.
Приступив к написанию пьесы, Олби вспомнил эту фразу, ведь ее смысл пришелся весьма кстати. Главные ее герои создали себе иллюзорный мир, где их брак обрел то, чего нет в реальной жизни. Они живут выдуманными историями, понятными им одним,
и только так, кажется, могут выносить весь груз настоящего.
Вирджиния Вульф всегда стремилась показать истинные эмоции своих героев в обход
их иллюзиям, но есть одна работа, в которой эта тема обретает центральное место.
Речь о коротком рассказе под названием “Лапин и Лапина”.
Персонажи Вульф Эрнест и Розалинда создают собственный воображаемый мир, дают себе новые имена, Лапин и Лапина, и представляют себя счастливой кроличьей парой.
Их жизнь сводится к обсуждению нереальных фактов, якобы происходивших с их выдуманными прототипами. Вне иллюзорного мира их брак обречен. В пьесе «Кто боится Вирджинии Вульф» Эдвард Олби идёт намного дальше и выходит за рамки семейно-бытового конфликта, обрисовывая характеры главных персонажей, обращая внимание на их духовную составляющую и конфронтацию с окружающей социальной действительностью.
Олби вынуждает своих героев столкнуться с правдой жизни и выйти из плена иллюзии, раскрывая раз за разом нелицеприятные факты из их прошлого и настоящего. Иллюзия разрушается, но смогут ли герои дальше жить без нее - вопрос открытый. В конце повествования Джордж задает последний вопрос: “Кто боится Вирджинии Вульф?”,
на что Марта отвечает: “Я, Джордж. Я боюсь”.
Разбираем классику
Голливуда "Кто боится
Вирджинии Вульф?"
20 Июня 2024
Made on
Tilda