Токийская соната –
истинно японский
экзистенциальный
кризис
В 2008 году вышел фильм Киёси Куросава “Токийская соната”. Режиссер, на тот момент
более известный своими психологическими хоррорами “Пульс” (2001) и “Исцеление” (1997)
снял картину не менее ужасающую, но уже по своей драматичности.
"Токийская соната" рассказывает о семье Сасаки, типичной японской семье среднего класса, прочно укоренившейся в застоявшейся рутине повседневной жизни. Когда Рюхея увольняют с работы, он не может сообщить жене и семье новости о своей безработице. Вместо этого он просыпается каждое утро как обычно, съедает завтрак, приготовленный женой, и шаркает за дверь с портфелем в руке, изо всех сил стараясь сохранить вид главы семьи, авторитетной фигуры и основного кормильца. Жизнь остальных членов семьи Сасаки не менее сложна. Мегуми Сасаки — домохозяйка, чья работа в значительной степени игнорируется ее домочадцами. Старший сын, Такаши, типичный подросток, планирующий покинуть пределы родительского дома и вступить в американскую армию. Младший Кенджи сталкивается с проблемами в школе, и тайно начинает уроки игры
на фортепиано, используя деньги на школьный обед, несмотря на неодобрение отца. Повествование переключается между различными линиями членов семьи. Каждый изо всех сил пытается найти счастье и утешение в жизни, превратившейся в гнет подавляющей структуры и правил, находящихся вне их контроля.
В основе "Токийской сонаты" лежит идея "двойной жизни", вызванная сокрушенным эго, созданным безжалостной японской общественной системой. На протяжении всего фильма, Куросава медленно убирает слои второй жизни каждого из членов семьи, пока, наконец, не остается только шкаф, полный скелетов. Такой тип кризиса вполне понятен глобальному зрителю, и делает фильм универсальным на базовом уровне, однако, "Токийская соната" предлагает более глубокий взгляд на ту японскую жизнь, о которой
вы не узнаете, не будучи резидентом этой страны.
Среди уникальных черт японской жизни, затронутых в фильме - социально-иерархическая система. Наше внимание сосредоточено, в первую очередь, на отце и его внутренней борьбе. Происходящее с матерью и детьми отходит на второй план, что как раз отражает систему, в которой взгляды и мнения женщин и детей отодвигаются назад, а ведущую роль берет на себя мужчина в семье. Применив такой подход, Куросава, все же, прекрасно справляется с повествованием на всех уровнях и проделывает огромную работу
по освещению гендерной динамики и социальных приоритетов в Японии.
Другая проблема, затронутая в фильме - бездомность. Бездомность в Японии возникает несколько иначе, чем в Западных странах. Почти все бездомные - мужчины среднего возраста и старше, ставшие жертвами чрезвычайно жестокой социальной
и экономической структуры страны. Они не просят милостыню и зачастую очень хорошо одеты. Многие из этих людей ранее имели хорошо оплачиваемую работу, но, как только они ее потеряли, вернуться на предыдущую позицию стало практически невозможно.
В Японии ожидается, что мужчина будет единственным кормильцем своей семьи, поэтому стыд за безработицу часто вынуждает их отправиться в своего рода изгнание.
По своей сути "Токийская соната" рассказывает о боли, которая возникает, когда люди
не могут честно сформулировать эмоции, которые они испытывают. Члены семьи Сасаки не утруждают друг друга рассказами о своих проблемах. В Японии больше важен консенсус, нежели конфликт. Герои чувствуют себя вынужденными сохранять свой облик перед лицом несчастья, и эти роли, навязанные строгими социальными кодексами, являются источником большого разочарования и, как следствие, иррационального поведения.
Когда Мегуми Сасаки, жену и мать семейства, похищают, она болезненно осознает свои проблемы, и хватается за единственную возможность получить удовлетворение от жизни, которая ей досталась. При каждой возможности сбежать от похитителя Мегуми решает
не делать этого, потому что наконец чувствует, что ее ценят.
В ночь похищения Мегуми и остальные члены семьи сталкиваются с событиями, в высшей степени отражающими их экзистенциальную тревогу. Неудачная попытка Кенджи помочь другу сбежать от жестокого отца приводит его в полицию, где его всю ночь держать
в общей камере для взрослых. Тем временем Рюхей, сбежавший с работы после того,
как обнаружил за туалетом конверт, набитый деньгами, стал жертвой автомобильной аварии, и был брошен умирать на обочине.
Каждый из членов семьи выбрался из произошедшей с ним ситуации, но даже пройдя через множество трудных и травмирующих событий, герои фильма все еще чувствуют необходимость сохранять наружный облик вместо того, чтобы искренне рассказать
о своем несчастье. Возвратившись домой, они скромно садятся за завтрак, не упоминая
о своих приключениях, и не задавая вопросов другим.