Франшиза «Очень страшное кино» родилась в эпоху, когда жанр ужасов переживал свой ренессанс. «Крик», «Шестое чувство», «Ведьма из Блэр» — всё это были хиты, но и благодатная почва для шуток. Братья Уэйанс ухватились за эту идею и сделали пародию, которая одновременно высмеивала и обожала оригиналы. Первая часть стала настолько успешной, что породила четыре продолжения (и бессчетное количество подражателей), а сам фильм долгое время был эталоном пародийного жанра.
Критики, как водится, разделились. Одни обвиняли фильм в примитивности шуток и избыточной грубости. Другие называли его глотком свежего воздуха в мире, где комедии всё чаще начинали «пытаться быть умными». Рецензии того времени часто звучали так: «Пошло, но смешно». Но вот что интересно: спустя годы именно «Очень страшное кино» начали пересматривать с ностальгией, тогда как его критики давно забыты. Почему? Потому что фильм оказался настоящим зеркалом своего времени — эпохи, когда шутки могли быть беспардонными, а зритель готов был смеяться над всем, включая себя.
Социологи могут долго рассуждать, почему пародийный жанр в те годы был на пике популярности. Всё просто: люди хотели лёгкости. Конец 90-х и начало 2000-х — это время массового интереса к массовой культуре. Постмодернистский подход, которым «Очень страшное кино» блистательно пользовалось, идеально подошёл под этот запрос. Постмодернизм в кино — это когда сами правила игры становятся объектом шутки. Франшиза ломала четвёртую стену, высмеивала жанровые клише, а в некоторых сценах — даже ожидания зрителей. Например, сцена, где девушка на бегу выбирает, куда ей бежать — в сторону помощи или к бензопиле, — и, конечно же, выбирает бензопилу. Это уже не просто шутка, а комментарий о том, насколько нелепыми могут быть решения персонажей в фильмах ужасов.