В Якутии не принято противопоставлять себя природе. Она мыслится, как среда существования, в которой человек не находится, а сквозь которую живет. Это очень важно, ведь невозможно быть вне природы, если она определяет твою жизнь и твою смерть. В этой статье мы не будем говорить о мифах, верованиях или космологии, о которых уже шла речь в предыдущих текстах. Здесь нас интересует только одно: как именно якутский кинематограф использует ландшафт как форму визуального мышления. Что делает его особым в кинематографическом пространстве - вне зависимости от жанра, бюджета или тематики? Как выглядит кино, в котором земля смотрит на человека, а не наоборот?
Первое, что чувствуется при просмотре якутских фильмов - это темп, или, точнее, его отсутствие в привычном понимании. Здесь нет суеты, нарочитого напряжения, или вынужденной скорости. Но это и не тот затянутый артхаус, к которому привык западный зритель. Якутское кино медленно не потому, что хочет быть медленным, а потому что вынуждено синхронизироваться с пространством, в котором оно происходит. Ритм фильма задается пейзажем. Остановка камеры перед заснеженным полем длится столько, сколько нужно не по сюжету, а по ощущению. Это роднит якутский кинематограф с «ландшафтной драматургией» Бэлы Тарра или Шанталь Акерман, но в отличие от них, якутские режиссёры не создают ландшафт, а находятся в нем.
У кинематографа саха есть своя собственная визуальная палитра - не столько цветовая, сколько температурная. Преобладающие элементы кадра - снег, туман, небо, иней - часто лишены резких контрастов. Свет в таких кадрах растворяет границы и подчеркивает неопределенность.
Такой эффект, например, заметен в документальном фильме «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. Там Арктика показана как существо без контура, центра и защиты. Ученый Максим Чакилев наблюдает за ежегодным выходом моржей на берег. Из-за сокращения шельфового морского льда они всё чаще вынуждены выходить на твердую сушу, создавая катастрофическую давку. Однако визуальный язык фильма подчеркивает не климатическое событие, а напряженное молчание среды - камера присутствует как невидимый свидетель медленной катастрофы.