Один из первых коммерчески успешных фильмов - “Тропа смерти” (2006) - обращался к теме сакрального наказания. Страх в этом фильме имел не только физиологическую, но и антропологическую глубину. В центре сюжета - древнее шаманское дерево, вместилище духов. Группа молодых людей, нарушая традиционные запреты, ломает это дерево, запуская цепь мистических и фатальных событий: один за другим герои погибают.
Почему эти мотивы находят такой отклик у местного зрителя? Потому что они обращаются не к новизне страха, а к его узнаваемости. Это не проклятие из случайной книги, найденной в заброшенном доме, как в “Зловещих мертвецах”. В западных фильмах ужасов зло часто приходит извне - оно непонятно, экзотично, пробуждается случайно, появляется с чужой земли, из книги на непонятном языке, из забытых мифов чужого народа.
В якутском кино все иначе. Зло здесь - не внешнее, а внутреннее, родовое, знакомое каждому. Оно не вторгается извне, оно всегда было рядом. На этой земле, в этом лесу, в родной деревне. Оно не требует объяснений, потому что уже известно. Именно эта близость страха - знание, а не удивление - делает якутские фильмы ужасов столь мощными для местного зрителя.
Для народа саха мифологическое мышление - часть повседневной жизни. Духи леса, обряды, сакральные места, табу на определенные действия - это не предмет веры или сомнения, а просто порядок вещей. Само собой разумеется, что в лесу нельзя кричать или громко разговаривать, что перед важным делом нужно покормить землю, что мир населяют духи. Якутский традиционный праздник в честь богов Верхнего мира Ысыах каждый год посещают сотни тысяч человек, несмотря на относительно небольшое население республики. Люди живут в пространстве, где граница между реальным и сверхъестественным изначально проницаема. Это и делает мифологические мотивы в якутском кино такими близкими зрителю.