7 фильмов для знакомства с якутской новой волной

Мой убийца

Костас Марсан, 2016

Фильм основан на повести якутского писателя Егора Неймохова «Случай на озере Сайсары». Молодой следователь Андрей получает на первый взгляд банальное дело: найдено тело, есть подозреваемый, тот уже подписал признание. Но кое-что не складывается. Начав копать глубже, Андрей понимает, что реальность преступления - куда сложнее, чем кажется. Линии расследования приводят к скрытым темным тайнам.

По настроению фильм перекликается с южнокорейским триллером «Беспомощность» (Helpless, 2012) режиссера Пён Ён Чжу - психологической драмой о мужчине, который теряет невесту буквально на пороге свадьбы, а затем выясняет, что не знал о ней почти ничего. В обоих фильмах - атмосфера недоверия, запоздалого прозрения и постепенного разрушения уверенности в собственной реальности.

Тропа смерти

Анатолий Сергеев, 2006

Группа молодых людей отправляется в лес на отдых. По неосторожности, а может быть, из бездумного желания проверить пределы дозволенного, они ломают сакральное шаман-дерево. Нарушив традиционный запрет, герои навлекают на себя наказание духов и один за другим исчезают.

Это первый якутский хоррор ставший коммерческим успехом во многом благодаря необычной маркетинговой кампании: по городу расклеили листовки с объявлением о пропавшем парне.  Многие горожане восприняли это всерьез, обсуждали, волновались. Только позже выяснилось, что это реклама фильма. Несмотря на волну этической критики, эффект оказался сильным - на сеансы пошли толпы людей.

Иччи

Костас Марсан, 2020

Нелюдимый Айсен живет с пожилыми родителями в глухих якутских лесах. Их умиротворенное существование нарушает приезд старшего брата Тимира, который просит продать родительский дом, чтобы расплатиться с долгами. В доме накапливается напряжение, вспыхивают ссоры, и Айсен с подозрением следит за тем, как Тимир обращается с женой. А ночью в доме начинают происходить странные события, не поддающиеся объяснению.

Иччи в якутской мифологии - это духи-хозяева, населяющие предметы, явления природы и определенные места. Присутствие иччи делает пространство живым и защищенным. А вот его отсутствие - тревожный знак: места, покинутые духом-хозяином, становятся по-настоящему страшными. В фильме нет монстра, которого можно было бы увидеть, описать или победить. Главный источник ужаса - искажение пространства, восприятия и сознания.

Пугало

Дмитрий Давыдов, 2020

У главной героини этого фильма нет имени - ее зовут Пугалом. В своей деревне она считается изгоем: над ней насмехаются, её сторонятся, презирают. Но если кто-то из этих же людей просит о помощи, она никогда не откажет. Ее дар позволяет исцелять почти все - часто ценой самой себя. Пугало почти не говорит, живет в запустении, пьет, и кажется, что все, что происходит за пределами ее странной, мистической жизни, ее больше не интересует.

После триумфа на «Кинотавре» и выхода в федеральный прокат фильм стал важной точкой в истории якутского кино, но в самой республике мнения о нем разделились. Многие отмечали, что в Якутии априори не может быть такого отношения к шаманке, упрекали фильм в чернухе и искаженном изображении реальности. Одни увидели в героине силу и сострадание, другие - чрезмерную мрачность и отчуждение. Фильм, в какой-то степени поставил под вопрос, насколько якутский зритель готов к критическому взгляду на самого себя.

Царь-Птица

Эдуард Новиков, 2018

Старик Миккипэр и его жена Оппуос ведут спокойную одинокую жизнь в тайге - занимаются хозяйством, охотой, рыбалкой. Но их размеренный быт нарушает, прилетевший из ниоткуда орел - сакральная по якутским поверьям птица. Она селится сначала у них во дворе, а затем и в самом доме - прямо на полке с иконами.

Фильм интересен тем, как обрисовывает религиозный дуализм: языческая традиция саха вынуждена сосуществовать с православной верой, причем герои фильма не видят в этом чего-то несочетаемого. Оппуос крайне религиозна и постоянно молится у иконы, но когда во дворе поселяется сакральный орел, супруги боятся прогневать птицу, подкармливают ее и вызывают шамана, чтобы узнать причину ее визита. Эта двойственность выступает важной особенностью - герои не воспринимают мир через жесткие религиозные догмы, они ведут себя так как чувствуют, отражая глубокие слои коллективного сознания народа саха.

Черный снег

Степан Бурнашев, 2021

Дальнобойщик Гоша живет не самой доблестной жизнью. Он торгует паленой водкой в родной деревне, спаивая односельчан и не задумываясь о том вреде, который наносит. Во время очередного рейса его грузовик ломается, и он остается один на один с бескрайним якутским морозом.

Многие называли «Чёрный снег» якутским «127 часов», но фильм Дэнни Бойла больше о личном подвиге, а у Бурнашева на первый план выходит экзистенциальное одиночество и возможность искупления. Ландшафт в фильме выступает в роли судьи: природа отвечает на равнодушие героя к людям равнодушием к его телу.

Надо мною солнце не садится

Любовь Борисова, 2019

Молодой парень Алтан приезжает работать на Крайний Север. Он рассчитывал провести целый месяц в одиночестве, но неожиданно знакомится с соседом - стариком Байбалом, у которого есть странная просьба: похоронить его рядом с женой, погибшей много лет назад во время шторма в море. Тогда же пропала и их дочь. Алтан уговаривает Байбала завести развлекательный блог - чтобы через охваты в сети попытаться её разыскать.

Фильм немного заработал в прокате, но разошелся по пиратским платформам и завоевал огромную любовь аудитории благодаря своей невероятно доброй и жизнеутверждающей атмосфере. Он близок и понятен глобальному зрителю, поскольку затрагивает классические темы - борьбу поколений и откровение о том, что счастье - в простоте, доброте и любви. В то же время он ярко выражает национальную сторону мировосприятия саха - особенно в трепетном отношении к природе и особой философии жизни и смерти.
Подпишитесь на наш Телеграм канал
Made on
Tilda