Текст: Александра Ядрова
Поп Америка (1981)
Ральф Бакши - одновременно один из самых ярких и самых малоизвестных голосов американской анимации. Его фильмы основаны на его собственном опыте и представляют суровый, нефильтрованный взгляд на расизм, разобщенность и жизненные трудности.
Его картины странны, наполнены психоделическими образами и трансгрессивными темами. “Поп Америка” рассказывает историю четырех поколений музыкальной семьи иммигрантов из России, чья карьера параллельна истории американской популярной музыки ХХ века.
В фильме задействована музыка Bob Dylan, Jefferson Airplane, Janis Joplin, The Doors,
The Mamas & the Papas, Herbie Hancock, Lou Reed и Pat Benatar. А еще там есть немного поэзии, особенно от битника Аллена Гинзберга. “Поп Америка” отражает взгляд на то,
как каждое поколение влияет на следующее за ним. Как на людей влияют их семьи, воспитание и культурный ландшафт, как это создает все новый пласт уникальных проблем, и как они это преодолевают.
Эй, хорошо выглядишь (1982)
В 1953 году в трущобах Бруклина Винни Генциана и его друг Сумасшедший Шапиро возглавляли банду гризеров. Они могли бы считаться королями района, если бы не их противники, подстрекающие их на вечные стычки.
Хотя этот фильм и не самая сильная работа Бакши, он все же предлагает интересный
взгляд на тему ностальгии. История рассказана посредством воспоминаний
и противопоставляет печальную жизнь персонажей в наши дни их более оптимистичной юности. Однако их юность также была полна насилия, что призывает зрителей не слишком прославлять прошлое.
Бакши к этому мультфильму заказал оригинальные рок-н-ролльные композиции у авторов песен Рика Сандлера и Джона Мадары. В результате получилась завораживающе странная музыкальная смесь, которая звучит как рок 50-х годов в интерпретации новой волны 80-х.
Перечисленные рок-мультфильмы из 80-х - лишь небольшой пласт в масштабной истории независимой западной анимации, который, тем не менее, невозможно недооценить.
Ведь именно благодаря этим первопроходцам мультфильмы в значительной степени перестали восприниматься аудиторией, как исключительно детское развлечение. И все это началось задолго до того, как у нас появились “Эон Флакс” от MTV, блок Adult Swim и даже нетфликсовский “Боджек”.
Рок и правила (1983)
Мрачная фантастическая история о звезде панк-рока, похищенной злыми силами.
Действие происходит в постапокалиптическом Нью-Йорке. Человек вымер, но паразиты эволюционировали, приняв человеческие характеристики.
Это канадский анимационный фильм от студии Nelvana, режиссера Клайва Смита. Примечательно, что в прокате фильм абсолютно провалился, заработав какие-то жалкие
30 379 долларов. Но спустя тридцать лет возродился вновь, благодаря торрентам и даже получил официальное специальное издание на двух DVD дисках.
В фильме задействована музыка Blondie, Lou Reed, Iggy Pop, и Earth, Wind, & Fire.
Adult animation Comedy Drama Fantasy Urban fiction - именно такое описание выходит
в поисковике, когда ты вводишь запрос: а в каком, собственно, жанре работал Ральф Бакши? Описание это, конечно, не менее хаотично, чем сами его мультфильмы.
Бакши был пионером, первопроходцем в мире западной взрослой анимации.
Его мультфильмы рассказывали довольно дикие x-rated истории - “Приключения кота Фрица” (1972), и даже попадали под жанр эксплуатационного кино - “Чернокожие” (1975). Картины эти, хоть и сейчас считаются культовыми, в то время не были столь успешны
в прокате.
С наступлением же 80-х, когда зрители устали от тяжелых драм, создаваемых в то время классическими режиссерами, на рынке начал доминировать жанр фэнтези. В прокат вышли фильмы "Легенда" (1985), "Лабиринт" (1986), "Виллоу" (1988) и "Принцесса-невеста" (1987). Во всех них в какой-то степени присутствовал рок-н-ролл, а в "Легенде" главную роль сыграл сам Дэвид Боуи. Этот тренд в кино не мог не затронуть то,
что происходило в анимации, и вывел мультфильмы для взрослых на совершенно новый уровень.
“Поп Америка” (1981), “Тяжелый металл” (1981), “Рок и правила” (1983) объединили крупнейших звезд музыки в совершенно новый и необычный гибридный жанр. Назовем его рок-анимация 80-х и постараемся разобрать несколько самых ярких примеров
в этой статье.
Огонь и лёд (1983)
Возвращаясь обратно к Бакши, его фильм “Огонь и лёд” - классическое героическое фэнтези. Человечество ведет проигрышную войну против короля-колдуна Некрона.
Чтобы подчинить своего главного соперника, Огнекипа, его мать Джулиана организует похищение принцессы Тигры. К счастью, той удается сбежать от похитителей и она встречает Ларна, воина, потерявшего свою деревню из-за Некрона.
“Огонь и лёд” - прекрасный пример фэнтезийного фильма 80-х. Хотя сюжет и персонажи шаблонны, фильм интересен от начала до конца благодаря построению мира и его презентации. Здесь также есть, пожалуй, лучший пример ротоскопирования Бакши, благодаря которому созданы некоторые хорошо поставленные боевые сцены.
Отношение к року здесь скорее визуальное, чем звуковое. Над фильмом он работал
с Фрэнком Фразетта - культовым художником, чьи героические образы украшали
некоторые их самых мощных обложек альбомов в стиле хард-рок и хэви-метал того времени.
Тяжелый металл (1981)
"Тяжелый металл" - один из немногих художественных фильмов, снятых на основе журнала. Не одной журнальной статьи, а целого издания с одноименным названием. Бумажная
версия Heavy Metal дебютировала в 1977 году и привлекла поклонников благодаря сочетанию темного фэнтези, научной фантастики, эротики и комиксов в стиле стимпанк. Журнал, кстати, выходил вплоть до 2023 года.
Мультфильм же "Тяжелый металл" был создан канадским режиссером Джеральдом Поттертоном и объединил в себе все ту же жесткую научную фантастику, неприкрытую эротику и, конечно же, хард-рок. Убийственный саундтрек был составлен уважаемым музыкальным магнатом Ирвингом Азоффом и включал в себя песни Black Sabbath, Blue Öyster Cult, Sammy Hagar, Stevie Nicks, Don Felder, Grand Funk Railroad, Cheap Trick, DEVO, Journey и Nazareth.
Рок-анимация.
Погружаемся в мир
независимой западной
анимации 80-х
20 Июня 2024
Made on
Tilda