Текст: Александра Ядрова
Конечно, нарративы эволюционировали и стали более сложными со времен Владимира Проппа, что нужно учитывать, перед тем, как примерить его теорию на современном кино. Не все семь архетипов обязательно должны присутствовать в повествовании. Некоторые истории вполне могут функционировать имея только Героя и Вредителя (Мизери, 1990) или даже, одного только Героя (Лок, 2013). Нужно учитывать и то, что архетипы не обязательно должны полностью соответствовать описанию. Так, например, Пропп, проанализировав сотню сказок, конечно нашел в них сотню принцесс. Но нарративная функция Царевны в том, чтобы быть наградой, или кем-то, кто нуждается в спасении. Это может быть и мужчина, и женщина, и ребенок, и, даже, предмет. Еще одной особенностью современного повествования является и то, что один персонаж может относиться к нескольким архетипам. Быть, например, Отправителем и Дарителем одновременно.
Царевна, принцесса, жертва или искомый персонаж - конечная цель Героя. Сама себе Царевна - Нина из “Черного лебедя” (2010). Будучи прима балериной, она стремится к совершенству в этой роли. Её конечная цель и награда - собственная трансформация.
Царевна
Единичный вредитель или группа антагонистов, обманным путём занимающих место героя. Ложный герой может показаться положительным персонажем, поддерживающим Героя,
на деле же, подрывающим стремление антагониста к цели, или просто тянущим Героя назад. Интересный пример Ложного героя, квестодателя и дарителя в одном лице -
в человеке по имени Амуро - можно увидеть в фильме “Невеста Рип ван Винкля” (2016). Амуро дает главной героине Нанами и цель и путь и средства, в то же время, разрушая все, что у нее есть.
Ложный герой
Волшебный помощник
Помощник, конечно, может быть и не волшебным, ведь Пропп анализировал сказки,
но вполне себе полезным. Именно он сопровождает Героя на его пути, и даже спасает
в момент, когда смерть, казалось, бы неминуема. Водитель главного героя “Сядь за руль моей машины” (2021) - девушка по имени Мисаки, сопровождает протагониста на всем пути. В замкнутом пространстве автомобиля они почти безмолвно переосмысляют собственные жизни, чего не смогли бы сделать в одиночестве.
Отправитель
По-нашему, квестодатель. Именно он отправляет Героя в путь. Швед по имени Пелле, буквально приглашает главную героиню "Солнцестояния" (2019) на традиционный праздник в своей родовой общине Хорге.
По мнению Кэмпбелла, в любом из известных нам мифов герой проходит одни и те же испытания, один и тот же жизненный путь. Один и тот же путь прошел и сам Кэмпбелл,
ведь еще двадцатью годами ранее, к такому же точно выводу пришел российский филолог фольклорист - Владимир Пропп.
Проанализировав около ста русских народных сказок, Владимир Пропп определил универсальную структуру фольклора, выделив 31 функцию и всего семь действующих лиц, которые эти функции выполняют. Это исследование легло в основу его монументального,
по своему значению, труда - “Морфология волшебной сказки”.
Если Кэмпбэлл исследовал мифы со стороны их психологии и архетипичности, Пропп выбрал более структуралисткий, морфологический подход. Но суть одна - как в сказках, генетически связанных с мифами, так и в современных сюжетах кино, мы встречаем
все те же функции, и все те же действующие лица.
Независимо от того, сколько различных персонажей кино мы можем сейчас назвать, если взглянуть на них вне их возраста, расы, личности - все они делятся лишь на семь архетипов.
Даритель/Снабдитель
Тот, кто даёт Герою какой-то важный предмет, возможно, волшебный, или дарует способность, чтобы помочь ему в достижении цели. Будучи главным антагонистом в фильме “Из машины” (2014), Натан также выполняет роль дарителя, предоставляя Калебу возможность взаимодействовать с Авой и проводить тесты. Он дает Калебу доступ
к технологии и знаниям, которые необходимы для выполнения задачи.
И, конечная стадия -
возвращение героя к axis mundi, сакральному центру Вселенной, выполняющему гармонизирующую роль.
Вредитель
Вредитель - это наш антагонист. Персонаж, чья прямая задача - разрушать то, что пытается починить Герой. Или, хотя бы, остановить его на пути к достигаемой цели. Явный пример Вредителя - Кевин, из фильма “Что-то не так с Кевином” (2010). Совершая свои жуткие поступки, включая массовое убийство, он всячески препятствует протагонисту - матери,
в стремлении прийти к миру и попросту понять, сколько нужно брать на себя вины за такого сына.
Лиминальная стадия - пребывание в необычном промежуточном состоянии.
Казалось бы, в современном кинематографе, который повествует о бесчисленном множестве различных ситуаций, пространств, времен, миров и идей, существует
такое же бесконечное множество сюжетов и персонажей, которых попросту
не счесть. Однако это не совсем правда.
В 1949 году американский исследователь Джозеф Кэмпбелл, выпустил книгу,
ставшую впоследствии настольным учебником всех, кто как-либо причастен
к кино. Проанализировав мифы народов мира, Кэмпбелл выделил в них общую сюжетную структуру — путешествие архетипического героя или мономиф.
Согласно этой идее, в любом, абсолютно любом мифе, герой проходит несколько универсальных стадий путешествия, прежде чем миф достигает своего апогея.
Герой
Героя определить обычно крайне легко. Ведь это протагонист нашей истории. Задача героя - чего-либо достичь. А может быть и починить что-то сломанное. 25-летняя кореянка Фредди, выросшая в приемной семье во Франции, отправляется на поиски своей идентичности в Корею - классический пример протагониста из фильма “Возвращение
в Сеул” (2022)
Сепаративная стадия, или стадия расставания, — это выход
из прежнего социального или иного статуса.
Всё уже было написано.
Семь типов персонажей
по Проппу
20 Июня 2024
Made on
Tilda