В 1947 году вышла книга Зигфрида Кракауэра "От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино". Известный социолог и кинокритик развивает в ней идею о том, что кино, как никакое другое искусство, отражает психическое состояние общества, и анализирует каким именно образом состояние германского народа в годы между двумя мировыми войнами нашло отражение в направлении "немецкий экспрессионизм".
Миллионы немцев тогда отгородились от реального мира, страдавшего от инфляции и внутренних передряг. Застрявшие между изоляцией в Первую мировую войну и концом Веймарской Республики, сменившейся в итоге нацистским режимом, они словно "пережили психологическое потрясение, извратившее нормальные взаимоотношения между их внутренним и внешним существованием". Это и отразилось в кино того времени - реальность в нем замещается искаженными сюрреалистичными пространствами, а фокус перемещается с внешнего мира на внутренний.
Абсурдное отображение мира и крайний субъективизм породили особую визуальную эстетику. Огромные тени, съемка с острого угла и знаменитая игра света стали характерными признаками немецкого экспрессионизма. А желание отобразить внутренние тревогу, страх и чувство безысходности сделали направление первым в мире авторского кино.
Немецкий экспрессионизм сыграл в дальнейшем огромную роль в формировании многих режиссерских стилей, и даже целых жанров вроде фильмов-нуар. В подборке рассмотрим самые знаковые фильмы этого направления, и попробуем разобрать, какие страхи общества они выражали.
Немецкий экспрессионизм.
От Калигари до Гитлера
"Пражский студент" одним из первых утвердил на экране тему глубокого, смешанного со страхом, самопознания.
Болдуин заключает сделку с таинственным ростовщиком, в результате чего, его реальное "Я" и зеркальное отражение раздваиваются, образуя двух совершенно разных сущностей. Здесь, наверное, впервые в кинематографе поднимается тема двойников, которая символизирует попытку героя разобраться в себе и скрыть от самого же себя некоторые черты собственной сущности.
Тема двойничества в последствии сыграет огромную роль в рефлексивном кинематографе, среди ярких примеров которого окажутся "Твин Пикс" Дэвида Линча и "Одержимая" Анджея Жулавски.
Пражский студент (1913), Стеллан Рюэ, Пауль Вегенер
Кабинет доктора Калигари (1920), Роберт Вине
Один из самых значимых фильмов немецкого экспрессионизма. Съемки фильма исключительно в декорациях и драматическая работа со светом отражают классическую эстетику этого направления.
Преднамеренно или нет, в "Калигари" выражены метания немецкого народа между тиранией и хаосом, которые впоследствии приведут к переходу к национал-социализму. С одной стороны, человек пытается убежать от тирании и бесправия кайзеровской Германии, с другой - сталкивается с пугающей неопределенностью будущего. Фильм насквозь пропитан атмосферой нагнетающего ужаса и страха.
Носферату, симфония ужаса (1922),
Фридрих Вильгельм Мурнау
"Носферату" отпечатался в истории как первый вампирский хоррор и один из главных фильмов немецкого экспрессионизма. А еще как яркий артефакт социо-политической обстановки того времени.
Мурнау основал сюжет Носферату на известной истории Брэма Стокера "Дракула" (за что потом получил судебный иск). История рассказывает нам о зловещем графе Орлоке, одержимом жаждой крови, что живет в жутком замке в Карпатских лесах.
Основная идея фильма - боязнь Других, и того, что за человеческой оболочкой может скрываться чудовище. Хотя Мурнау сам не был антисемитом, а сценарист Хенрих Галеен, был евреем, в фильме можно усмотреть четкий антисемитский подтекст. Берет он свое начало, однако, еще в "Дракуле" Стокера, а тот в свою очередь, основан на другом романе 1894 года, под названием "Трильби", в котором злобный иудей-гипнотизер причиняет вред европейской девушке.
Голубой ангел (1930), Джозеф фон Штернберг
Другой подход в немецком экспрессионизме и другое отношение к социально-политическому фону Германии 1920-х демонстрирует фильм Джозефа фон Штернберга "Голубой Ангел". Основанный на романе Генриха Манна "Учитель Гнус", фильм повествует о высокоморальном учителе, который влюбляется в танцовщицу из местного кабака.
Штернберг не мог не отразить состояние Германии в послевоенные годы. Инфляция и отсутствие инфраструктуры привели к нищете, что выразилось в своего рода "падении морали" в немецком обществе. Он хотел показать опасность андерграунда и ночной жизни, где продавалась плоть, и приключения ограничивались лишь глубиной воображения.
Фильм рассматривался как выпад против немецкой буржуазии, из-за чего был запрещен в нацистской Германии. Это один из первых немецких примеров звукового фильма, а также первая картина, которая презентовала миру Марлен Дитрих, ставшую впоследствии иконой мирового кино.
Доктор Мабузе, игрок (1922), Фриц Ланг
Так же как и Доктор Калигари, Доктор Мабузе использует гипноз и контроль разума для совершения своих жутких преступлений.
Изначально Фриц Ланг задумывал фильм как осуждение Веймарского упадка и аморальности, а критики того времени хвалили его за разоблачение общественных излишеств. Теоретик Зигфрид Кракауэр однако считал, что фильм предвосхитил увлечение нации Адольфом Гитлером, который маскировал свои преступления мантией политической целесообразности.
Наряду с Робертом Вине, Мурнау и всем экспрессионистским движением, Фрицу Лангу удалось не только отразить растерянность и отчаяние немцев после поражения в Первой мировой войне, но и смутно предвидеть создание тоталитарного строя в 1930-е гг.
Метрополис (1927), Фриц Ланг
Масштабная антиутопия Фрица Ланга предвосхитила многие произведения искусства будущего, оказав влияние на мир научной фантастики и киберпанка. Фильм повествует о городе-монстре, разделенном на две части - богатую прослойку и угнетенный рабочий класс.
Эта метафорическая картина стала высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Он вобрал в себя эстетику Баухауса и кубизма, архитектуру арт-деко и идеологию коммунизма. Впечатляющий визуал и революционные спецэффекты делают его мощным стимпанк-блокбастером, намного опережающим свое время.