В 1947 году вышла книга Зигфрида Кракауэра "От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино". Известный социолог и кинокритик развивает в ней идею о том, что кино, как никакое другое искусство, отражает психическое состояние общества, и анализирует каким именно образом состояние германского народа в годы между двумя мировыми войнами нашло отражение в направлении "немецкий экспрессионизм".

Миллионы немцев тогда отгородились от реального мира, страдавшего от инфляции
и внутренних передряг. Застрявшие между изоляцией в Первую мировую войну и концом Веймарской Республики, сменившейся в итоге нацистским режимом, они словно "пережили психологическое потрясение, извратившее нормальные взаимоотношения между их внутренним и внешним существованием". Это и отразилось в кино того времени - реальность в нем замещается искаженными сюрреалистичными пространствами, а фокус перемещается с внешнего мира на внутренний.

Абсурдное отображение мира и крайний субъективизм породили особую визуальную эстетику. Огромные тени, съемка с острого угла и знаменитая игра света стали характерными признаками немецкого экспрессионизма. А желание отобразить внутренние тревогу, страх и чувство безысходности сделали направление первым
в мире авторского кино.

Немецкий экспрессионизм сыграл в дальнейшем огромную роль в формировании
многих режиссерских стилей, и даже целых жанров вроде фильмов-нуар. В подборке рассмотрим самые знаковые фильмы этого направления, и попробуем разобрать, какие страхи общества они выражали.
Текст: Александра Ядрова
Немецкий экспрессионизм.
От Калигари до Гитлера
01 Сентября 2024
Вдохновленный одноименной мангой Кадзуо Коикэ, безупречно стилизованный фильм рассказывает историю мести, подкрепленную неотразимой игрой Мэико Кадзи - звездой всего направления Pinky Violence. Ее персонаж Юки Касима, убийца с зонтиком, мстит за свою семью. "Госпожа Кровавый Снег" стала главным источником вдохновения тарантиновского "Убить Билла", но фильм стоит смотреть и без этого референса. Экстремальные планы, жестокие бои и фонтаны крови - это, возможно, самый лучший фильм, по крайней мере, самый известный фильм направления Pinky Violence.
Пражский студент (1913), Стеллан Рюэ,
Пауль Вегенер
Кабинет доктора Калигари (1920), Роберт Вине
Один из самых значимых фильмов немецкого экспрессионизма. Съемки фильма исключительно в декорациях и драматическая работа со светом отражают классическую эстетику этого направления.

Преднамеренно или нет, в "Калигари" выражены метания немецкого народа между тиранией и хаосом, которые впоследствии приведут к переходу к национал-социализму. С одной стороны, человек пытается убежать от тирании и бесправия кайзеровской Германии, с другой - сталкивается с пугающей неопределенностью будущего. Фильм насквозь пропитан атмосферой нагнетающего ужаса и страха.
Носферату, симфония ужаса (1922),
Фридрих Вильгельм Мурнау
"Носферату" отпечатался в истории как первый вампирский хоррор и один из главных фильмов немецкого экспрессионизма. А еще как яркий артефакт социо-политической обстановки того времени.

Мурнау основал сюжет Носферату на известной истории Брэма Стокера "Дракула" (за что потом получил судебный иск). История рассказывает нам о зловещем графе Орлоке, одержимом жаждой крови, что живет в жутком замке в Карпатских лесах.

Основная идея фильма - боязнь Других, и того, что за человеческой оболочкой может скрываться чудовище. Хотя Мурнау сам не был антисемитом, а сценарист Хенрих Галеен, был евреем, в фильме можно усмотреть четкий антисемитский подтекст. Берет он свое начало, однако, еще в "Дракуле" Стокера, а тот в свою очередь, основан на другом романе 1894 года, под названием "Трильби", в котором злобный иудей-гипнотизер причиняет вред европейской девушке.
Голубой ангел (1930), Джозеф фон Штернберг
Другой подход в немецком экспрессионизме и другое отношение к социально-политическому фону Германии 1920-х демонстрирует фильм Джозефа фон Штернберга "Голубой Ангел". Основанный на романе Генриха Манна "Учитель Гнус", фильм повествует о высокоморальном учителе, который влюбляется в танцовщицу из местного кабака.

Штернберг не мог не отразить состояние Германии в послевоенные годы. Инфляция
и отсутствие инфраструктуры привели к нищете, что выразилось в своего рода "падении морали" в немецком обществе. Он хотел показать опасность андерграунда и ночной жизни, где продавалась плоть, и приключения ограничивались лишь глубиной воображения.

Фильм рассматривался как выпад против немецкой буржуазии, из-за чего был запрещен
в нацистской Германии. Это один из первых немецких примеров звукового фильма,
а также первая картина, которая презентовала миру Марлен Дитрих, ставшую впоследствии иконой мирового кино.
Доктор Мабузе, игрок (1922), Фриц Ланг
Так же как и Доктор Калигари, Доктор Мабузе использует гипноз и контроль разума для совершения своих жутких преступлений.

Изначально Фриц Ланг задумывал фильм как осуждение Веймарского упадка
и аморальности, а критики того времени хвалили его за разоблачение общественных излишеств. Теоретик Зигфрид Кракауэр однако считал, что фильм предвосхитил увлечение нации Адольфом Гитлером, который маскировал свои преступления мантией политической целесообразности.

Наряду с Робертом Вине, Мурнау и всем экспрессионистским движением, Фрицу Лангу удалось не только отразить растерянность и отчаяние немцев после поражения в Первой мировой войне, но и смутно предвидеть создание тоталитарного строя в 1930-е гг.
Метрополис (1927), Фриц Ланг
Масштабная антиутопия Фрица Ланга предвосхитила многие произведения искусства будущего, оказав влияние на мир научной фантастики и киберпанка. Фильм повествует
о городе-монстре, разделенном на две части - богатую прослойку и угнетенный рабочий класс.

Эта метафорическая картина стала высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Он вобрал в себя эстетику Баухауса и кубизма, архитектуру арт-деко и идеологию коммунизма. Впечатляющий визуал и революционные спецэффекты делают его мощным стимпанк-блокбастером, намного опережающим свое время.
Made on
Tilda