Sexploitation, blaxploitation, bikersploitation, girls with guns, джалло, фильмы о боевых искусствах, фильмы о зомби и даже... nazi-exploitation - все это лишь малая часть поджанров обширного киноведческого понятия, именуемого эксплуатационное кино. Несмотря на очень тесную связь его названия со всем, что можно эксплуатировать, термин этот больше связан с самим процессом производства, нежели с содержанием фильмов.
Несмотря на свою второсортность, но, наверное, благодаря низкобюджетности, индустрия эксплуатационного кино стала настоящей тренировочной площадкой
для многих в будущем культовых актеров и режиссеров. Так Джек Николсон
снимался в фильме “Дикая гонка”, Роберт Де Ниро в “Кровавой маме”,
а Фрэнсис Форд Коппола снял фильм ужасов “Безумие 13”. Многие из этих
фильмов ретроспективно обрели легитимность. Поклонники и критики теперь рассматривают их не просто как эксплуатационное кино, но как ранние работы, выражающие личный почерк ныне культовых кинематографистов.
Одной из особенностей производства эксплуатационного кино была и его маркетинговая стратегия. Сенсационная реклама и яркие плакаты привлекали аудиторию, в то время как само качество фильма оставалось на втором плане. Еще ранние постеры содержали обнаженку
и часто подчеркивали актуальность фильма броскими заголовками и прямым обращением к зрителю по типу "Кто следующая жертва? Возможно, это ВЫ".
Перекочевали в раздел авторского кино
и стали культовыми и многие другие независимые фильмы того времени, среди которых “Ночь живых мертвецов”
и “Техасская резня бензопилой”. А само направление повлияло на многих современных режиссеров, вроде Квентина Тарантино, Роберта Родригеса и Сэма Рэйми.
Эксплуатационные фильмы помогли разрушить барьер между тем, что можно и что нельзя показывать на киноэкране, дав больше свободы не только независимым авторам,
но и крупным киностудиям.
Эксплуатация
эксплуатации.
Разбираем основы
эксплуатационного кино
07 Февраля 2024
Текст: Александра Ядрова
Эксплуатационное кино не совсем жанр, это скорее индустрия со своей собственной формулой - дешевый фильм для быстрого заработка. Как правило, это фильмы не выше категории B, предлагающие зрителю эксклюзивный контент - секс, жестокость и табуированные темы, охватывающий огромный спектр жанров - от фильмов ужасов
до мелодрам и комедий. Эксплуатационная природа здесь проста - показать мрачный или вызывающий контент, часто основанный на текущих социальных трендах,
для эксплуатации желания зрителей посмотреть фильм.
Конечно, эксплуатационные фильмы существовали с самого момента возникновения кинематографа, но теоретики часто связывают их расцвет с эпохой 60-70-х. Именно тогда в США и Европе смягчили цензуру, что дало свободу маленьким студиям
и отдельным авторам снимать все что заблагорассудится. Поначалу это были фильмы для мелких кинотеатров, драйв-инов и грайндхаусов, но с появлением технологий,
они постепенно перекочевали на VHS и DVD.
Made on
Tilda